11 июля на площадке Социальной Палаты прошел круглый стол на тему социализации выпускников детских домов, в рамках которого состоялась презентация возможностей проекта «Карта социальных возможностей», а также были выявлены лучшие практики Московского региона по работе с воспитанниками и выпускниками.

Президент Центра молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025» Диана Гуц рассказала о возможностях проекта:

Проект «Карта социальных возможностей» — это масштабный, федеральный проект для воспитанников и выпускников интернатных учреждений, а также детей проживающих в приемных семьях.  Проект запущен в марте 2017 года и развивается благодаря Центру молодёжных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025» при поддержке АНО «Мы нужны друг другу», Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».  Мы создали инфраструктуру проекта и сейчас любое действующее НКО сможет взять нашу технологию и начать реализацию программ по социализации, профессиональной ориентации, сопровождению выпускников и воспитанников детских домов в регионе присутствия. По факту это некая «франшиза», технология под ключ, которую достаточно адаптировать под конкретный запрос того или иного региона. Я уверена, что те регионы, где такая работа востребована и будет иметь значимый социальный эффект, обратят внимание на новые возможности и, конечно же, ими воспользуются. Со своей стороны, мы готовы оказывать информационную и инфраструктурную поддержку НКО при получении гранта или субсидии для реализации проекта в регионе.
Одним из эффективных механизмов социализации таких детей мы видим через наставничество и трудоустройство на предприятиях социальных предпринимателей и СО НКО. Эти детям свойственно сочувствие и сопереживание, а учитывая, что большинство СО НКО и социальных предпринимателей работают с данной категорией, то необходимо лишь расшить в законодательстве понятие «общественные работы», что позволит сохранить выплаты государства и совместить их с частичной занятостью в организациях, вошедших в реестр. Наш Центр с 2011 года занимается программами поддержки и развития предпринимательства в молодежной и студенческой среде, и то, что сейчас государство уделяет большое внимание социальным предпринимателям, вовлечение воспитанников в предпринимательскую деятельность поможет их мотивировать к дальнейшему росту и обучению.

В рамках круглого стола участники и спикеры поделиться как успешными, так и неудачными примерами социализации подростков, выросших в сиротских учреждениях.  Представители некоммерческих организаций, приемные родители, волонтеры и депутаты сошлись во мнении, что начинать социализацию ребенка поздно даже в 14 лет. Это процесс непрерывный. И, конечно же, устройство детей в семью, развитие института приемного родительства остаются в вопросах сиротства приоритетной задачей. Впрочем, не только это. Чрезвычайно важно развивать программы наставничества и погружения детей в обычную бытовую среду, отметили эксперты. Благо и примеры, и желание вовлекать в успешные практики коллег у представителей сектора есть.

Кейс на эту тему представила Алеша Семина, приемная мама и представитель благотворительного фонда «Рука помощи». Специалисты фонда работают не просто с воспитанниками детских домов, а с теми из них, кто уже бывал, или с большой долей вероятности может побывать в криминальных историях. Фонд находит для таких подростков работу, причем линейка представленных профессий достаточно широка. Дети становятся актерами, программистами, кто-то выбирает ручной труд, но так или иначе, подростки честно зарабатывают на жизнь, а не воруют. Программа так устроена, что не только помогает социально незащищенным сиротам, но и предотвращает преступления.

Поддержку не только в трудоустройстве, а в организации личного социального бизнеса для выпускников детских домов предложила Наталья Иванова, сопредседатель Совета по Консолидации женского здоровья. Совет имеет 40 представительств в России. Наталья отметила, что собственное дело требует очень большой личной ответственности и огромного труда, человеку, имеющему свой бизнес, придется сделать выбор либо в пользу него, либо в пользу асоциального образа жизни. По мнению предпринимателя, совмещать и то, и другое невозможно. Главные сложности Наталья Иванова видит в том, что выпускники из детских домов часто держатся обособленно, они редко заинтересованы в карьерном росте, к алкоголю и наркотикам привыкают быстрее, чем их ровесники, выросшие в семье. Выход из этой ситуации она видит в том, чтобы как можно раньше дать детям возможность попробовать себя в самых разных видах труда, тогда, к моменту выхода из детского дома, они уже будут иметь представление о том, чем хотят заниматься в жизни.

Также важно учить воспитанников основам финансовой грамотности, отсутствие «карманных денег» не позволяет воспитанникам обрести навыки бережливого и экономного их обращения, в отличии от детей, проживающих в семьях. Внедрение в образовательный процесс финансовых игр, обучающих программ, мастер-классов по основам финансовой грамотности – важный элемент подготовки к взрослой и самостоятельной жизни таких детей.

Идею о том, что выбор профессий не должен ограничиваться списком из двух-трех позиций, поддержала Яна Гмызина, заместитель генерального директора Центра независимых экспертиз качества. Вместе с коллегами Яне удалось добиться, чтобы выпускники детских домов могли бесплатно посещать курсы, дающие представление о специфике разных специальностей и выбирать те, которые им по-настоящему интересны.

Одной из проблем, озвученной участниками круглого стола — наличие диагнозов, которые впоследствии не оставляют детям никаких возможностей для получения интеллектуальных профессий, или профессий, связанных с ответственностью за жизнь и здоровье людей. После коррекционных школ сироты выпускаются в жизнь не с аттестатами, а со справками об окончании школы. Даже среднее специальное образование в такой ситуации получить проблематично. Зачастую диагнозы, поставленные детям, и вовсе не соответствуют действительности. Ставятся в связи с повышенным финансированием, которое впоследствии получает сиротское учреждение на ребенка от государства. А вот снятием диагнозов заниматься гораздо сложнее, чем их ставить. В то же время у многих детей с сохранным интеллектом есть все шансы и наверстать знания, и получить хорошую рабочую специальность. Участники круглого стола в один голос говорили о том, что оценка физических и интеллектуальных способностей должна проводиться не один раз, и этот механизм необходимо отладить и закреплен законодательно.

Многие из собравшихся отмечали, что меры финансовой государственной поддержки детей-сирот являются избыточными, в то время как гораздо в большей степени сейчас необходимы программы, направленные на поддержку семей, готовых к любым формам семейного устройства.

Тема о том, что самой естественной и нормальной средой для ребенка является семья, не вызвала ни малейших споров. Однако приемные родители рассказали, что подвергаются излишнему контролю и травле. Так, одна из приемных мам поделилась ужасающей историей о том, что ни одна из московских школ, куда она пыталась устроить сына, не согласилась принять его. Руководство объясняло, что создаст ребенку невыносимые условия, если мама будет настаивать на его обучении у них. Разрешить ситуацию удалось за 200 километров от Москвы, в школе города Козельск.

Проблему получения качественного образования даже для детей, которые не имеют проблем с интеллектом, поднимали все участники круглого стола. Адекватным и правильным профессиональное сообщество называет модель, когда дети из детских домов посещают обычные школы, находящиеся в шаговой доступности от детских домов. Там и только там они могут получить такое же образование, как дети из обычных семей, а это значит, что дети-сироты могут быть конкурентноспособными. Вечерние школы, которые стремятся окончить сироты-старшеклассники, не дают образования, необходимого для поступления даже в колледж, не говоря о высших учебных заведениях. По словам волонтеров и представителей некоммерческих организаций, дети, обучающиеся в вечерних школах, даже не подозревают о существовании запятых, а литературу изучают, просматривая фильмы, снятые по книгам.

Заместитель председателя Палаты молодых депутатов Московской областной Думы Александр Дворкин отметил, что и сам он, и его коллеги в Думе готовы браться за решение проблем на законодательном уровне.  Он посоветовал собравшимся зафиксировать все предложения, проанализировать возможность внесения поправок в соответствующие законы или говорить о необходимости издания новых законодательных актов.

Важным и позитивным моментом на круглом столе стало то, что у выступавших представителей некоммерческого сектора, работающего с детьми-сиротами, практически нет принципиальных разногласий. Видение проблемы социального сиротства сформировано людьми, которые изучили эту проблему на практике, сами стали либо приемными родителями, либо научились помогать таким детям профессионально.

На круглом столе прозвучали не только трагические истории. Было немало рассказов о ребятах, которые смогли состояться в творческих профессиях, стать выдающимся спортсменами, в том числе чемпионами паралимпийских игр, в зале были успешные приемные родители, которые не только сами построили крепкую приемную семью, но и занимаются общественной работой, продвигая институт приемного родительства, решая задачи по образованию детей-сирот, поиску новых механизмов социализации.

Иными словами, адекватное, человеческое будущее совершенно реально, но требуются кардинальные перемены для того, чтобы оно имело не точечное, а глобальное распространение. Для того, чтобы эти изменения произошли, приемным семьям необходимо оказывать максимальную поддержку, неоправданно жестокое отношение общества важно менять, а для этого требуется помощь СМИ. В идеале, детский дом, как структура должен перестать существовать в принципе. Приемные семьи – единственная среда, где ребенок может получить развитие, поэтому главные усилия необходимо приложить для того, чтобы такие семьи создавались и сохранялись.

Фотоотчет  https://www.facebook.com/socialstairs/

Видео с мероприятия